Се Лянь поглощает маньтоу;)
Книги, прочитанные за последнее время.

Классика: "Фрегат "Паллада"" Ивана нашего Гончарова.
(Мне нравится без спросу считать себя его родственником).
С одной стороны, книга чудо как хороша.
Читается запоем. Волоски на руках дыбом встают при мысли, что все эти люди действительно существовали, все эти необыкновенные беседы действительно велись.
"Я в то время читал замечательную книгу, от которой нельзя оторваться, несмотря на то, что читал уже не совсем новое. Это "История кораблекрушений", в которой собраны за старое и новое время все случаи известных кораблекрушений со всеми последствиями. Воин Андреевич Корсаков [брат нашего Римского-Корсакова - прим. inerind] читал ее и дал мне прочесть "для успокоения воображения", как говорил он. Хорошо успокоение: прочесть подряд сто историй, одна страшнее и плачевнее другой, когда пускаешься года на три жить на море!..."
Юмор мягкий, запоминающийся.
Например, японский чиновник ничтоже сумняшеся после чаепития стырил со стола варенье - в бумажечку и в рукав. Кратко объяснил: "Детям". Такие моменты описаны с доброжелательной улыбкой.
С другой стороны, неожиданно обнаружилась и отпугнула ксенофобия автора. Слишком уж старательно несёт автор то ли бремя белых, то ли своё субъективное "фи". Этот народ ему не нравится, та культура кажется дикарской... То хитрые смуглые лица, то нелепые варварские обычаи. Вот уж хочется иногда ответить от лица местных обитателей: "у вас, многоуважаемый Иван Александрович, забыли спросить, как нам выглядеть и как у себя дома жить".

Трилогия "Первая работа" Юлии Кузнецовой. Отлично зашло.
Классический роман воспитания. Нравится твист "роман воспитания воспитателя", поскольку героиня, будучи сама подростком, занимается со слегка проблемным ребенком и учится учить. Всё это не на голом заднике, а на фоне шикарного испанского языка, которым собственно и занимаются герои, да так вкусно и заразительно, что я тоже теперь учу испанский. Серьезно.
Вторая книга приводит нас в Барселону, дивный город, куда мне хочется вернуться.
Понравилось, что автор собирает материал скрупулёзно, насыщает (но не перенасыщает) книгу деталями, создавая впечатление у читателя, будто он сам побывал в шкуре героев (и не хочет обратно).
Позабавили любовные линии, они все какие-то нелепые. Но не раздражающе нелепые, а просто... Ну, не знаю... Смешные. Чего стоит полицейский Бенисио, предлагающий девушке руку и сердце на третий день знакомства, или бедолага Хорхе, исписавший всю стену в своей комнате именем "Мария", а потом зачеркнувший всех "Марий". МАРИЯ МАРИЯ МАРИЯ Ну разве не смешно?
Кажется, там ещё четвертая книга есть.
Другие книги Кузнецовой просматриваю по диагонали, но там уже знакомые авторские приемы сильнее торчат. Наверное, это более ранние работы.
Единственное - понравились характеры героев в повести "Где папа?". Живые-живые.
Я плохо представляю, как ребенок 13 лет может сильно привязаться к ребенку 3-4 лет. Меня в 13 интересовали взрослые люди, наставники. Хотелось искать их дружбы. Смотреть им в рот. Малыши раздражали. Чему они могут научить, чем они могут удивить? Но в дружбу Лизы и малютки с экзотическим именем Кьяра всё равно веришь. Две очень одинокие девчонки в холодном, сложном мире. Вроде бы у обеих родители есть, но у родителей свои беды. А эти двое - друг другу опора.

Александр Ермолаев, "Кто-то плачет всю ночь за стеною". Школьная трагикомедия. Начинается многообещающе. Читается за два-три часа на одном дыхании. Ожидается магический реализм ближе к концу (нету). Как минимум ожидается интересная развязка. А она никакая. Нету развязки всех накрученных автором сюжетных ниточек. Начали за здравие, а кончили даже не за упокой, вообще никак.
Истории были разноцветные. Они пересекались. Но все авторские затравки в итоге выдохлись, как фломастеры.

Джек Гельб, "Гойда". Типа исторический роман. Вообще не зашёл текст. Читаю. Неинтересно. Листаю вперёд. Неинтересно. Листаю вперёд. Неинтересно. Короче, "интересно" не наступило, зато минули последние страницы. Всё. Не моё. Чувство, что это не исторично? Ну ок, все исторические романы - вымысел, у кого правдоподобный, у кого не очень. Писатели имеют право на свою версию истории. Жестокие герои и вообще обилие жестокости? Да где в литературе её нет. Проблема в том, что здесь она кажется "накрученной", избыточной. И коробит именно этим. Знаете, не просто уронили мишку на пол и оторвали мишке лапу, а с жутким стуком уронили, сломав все кости, и с отвратительным треском оторвали. При этом ни один герой не вызывает сострадания. Если кого-то убивают - ну и отлично, меньше имён запоминать. Вязкий слог? Да. Как патока с мухами. Нагромождение событий? Да. Отсутствие внятной попытки анализа этих событий (как фрагмента истории)? Да. Финал ожидался трагический, и не потому, что персонажи мне надоели))) просто действия персонажей вели их к гибели. В итоге всё странно. Возможно, по мнению автора, конец хороший. А для меня... Что это было? Как говорится, "если это чай, то принесите, пожалуйста, кофе, но если это, по-вашему, кофе, то принесите, пожалуйста, чай". Ладно, просто не моя вещь. Наверное, другим заходит.


@темы: творчество чужое, книги,

Комментарии
30.04.2024 в 02:46

С другой стороны, неожиданно обнаружилась и отпугнула ксенофобия автора. Это не у автора ксенофобия, это обычная ксенофобия людей того времени. В этом случае — европейцев того времени. У других она ещё и хуже проявлялась. Гончаров даже доброжелателен в сравнении с большинством.
30.04.2024 в 11:07

Се Лянь поглощает маньтоу;)
tes3m, спасибо, что прочли!:)
Да, я понимаю, что ксенофобия считалась нормой. И от этого грустно.
(Во время одного из визитов японцев на корабль автор отмечает, что среди них был молчаливый молодой воин или чиновник с благородной осанкой, красивым и умным лицом, и добавляет: мол, такой милый человек, ну прямо как не японец)))))).
И ещё разница между тогдашним менталитетом и нынешним: персонажи "Фрегата "Паллада"" взрослые люди, но относятся к женщинам, как подростки.
Помню, как они все до единого рванули в гостиницу, когда собственно Гончаров им сообщил, что вечерний чай будет подавать Каролина, дочь хозяйки. Он их разыграл. Когда они поняли, что не светит им чай с Каролиной, обиделись на Гончарова, не хотели с ним разговаривать. Как они предполагали ухаживать за Каролиной во время чаепития, да ещё всей толпой, я не знаю: по-моему, они никаких ухаживаний не планировали, просто хотели полюбоваться её очаровательным личиком и получить чай из её прелестных ручек.Как будто одно её присутствие озаряло всё.
Ещё, помню, был момент, когда услуги перевозки с берега на корабль оказывала девушка-лодочница. Хорошенькая. Ох, как они её доставали! И как тебя зовут, прелестное дитя, и откуда ты родом, и ду ю спик франсэ, бонита, и не поднимешься ли с нами на палубу. Девушка на все вопросы упорно долбила, как попугай, мол, плата за проезд - столько-то. Насчёт комплиментов делала вид, что не понимает. На палубу, естественно, подняться отказалась. Настаивала, мол, оплатите проезд. В итоге ей всё же заплатили и отпустили восвояси. Подумали, будто она их и вправду не поняла по причине языкового барьера))))
Самые смешные/странные моменты - когда сам Гончаров рассуждает о женщинах. Что в обществе японцев, если закрыть глаза, по шуршанию шелков можно подумать, будто вокруг женщины - как не стыдно японцам так обманывать людей))) а ещё, помню, автора очаровала висящая на стене голова оленёнка, прелестная, будто женская головка. Что за трэш? Оленёнок же мёртвый... Я знаю, о какой конструкции речь: такой деревянный щит и на нем голова чучела, у нас в антикварных лавках до сих пор такие есть, выглядят печально. Уж точно не навевают никаких мыслей о любви.
Иногда это трепетное отношение к дамам-феям, которые все озаряют, смотрелось мило/трогательно, а иногда, думаю, раздражало окружающих. Той же перевозчице явно не нравилось, что ей не отдают оплату за труд и вместо этого зовут на палубу. Но она молодец.
01.05.2024 в 23:04

Inerind, Я понимаю, как всё это может раздражать. Просто у современников Гончарова и ксенофобия, и сексизм, и высокомерное отношение к "нижестоящим" встречается иногда настолько явно и преувеличенно в сравнении с Гончаровым, что я уж к нему отношусь с пониманием: такая уж эпоха, а он даже и не худший ее представитель. а ещё, помню, автора очаровала висящая на стене голова оленёнка, прелестная, будто женская головка. Что за трэш? Оленёнок же мёртвый... Я знаю, о какой конструкции речь: такой деревянный щит и на нем голова чучела, у нас в антикварных лавках до сих пор такие есть, выглядят печально. Уж точно не навевают никаких мыслей о любви. :lol: Этого не помню. Вообще надо перечитать.
02.05.2024 в 14:05

Я никогда не загадывал быть любимым, Но я загадал любить - и дано просящим. (с)Субоши
Назвать Гельб "историческим романом" - это лихо:lol: Это просто изданный слэшный фанфик с фикбука, история там не то что рядом не стояла, но и вообще из другой библиотеки в другом городе х))
04.05.2024 в 09:23

Се Лянь поглощает маньтоу;)
Mark Cain, да и слэша там толком не было. Так, метания какие-то. Как в анекдоте, "смешнее всех метались зрители в шестом ряду, куда, собственно, и летел молот".
А так я не очень понимаю вот эти категории типа "не художник", "не поэт", "не исторический роман"... Мне что предъявили, от того и пляшу. Ну там, рисует человек плохо, но позиционирует себя как художника - ок, "плохой художник". Так что называю историческими романами всё, что про историю и без демонов/инопланетян/Ктулху. А дальше уже "плохой исторический роман", "совсем негодный исторический роман" и т.д., или как отдельный подвид "история ворочается в гробу вместе с менталитетом данного народа и некоторыми реалиями данной эпохи, но всё же читать стоит, потому что - парадокс - несмотря ни на что, это интересно написано". Как в сказке: "Не любо - не слушай, а врать не мешай")))
Проблема данной книги в том, что она НЕ интересно написана. В смысле, не хочется знать, что же дальше, на следующей странице.
Хочется одного: чтобы книга скорее закончилась. (Или просто бросить её?) А это для книги хуже всего.

В "Черной Стреле" Дик встречает будущего Ричарда III там, где его не было ("вас здесь не стояло"))), но это хорошая сцена, живая.
"-- Схватить этих людей! -- сказал человек с трубой, и, когда его
приказание было исполнено, он подошел к Дику и заглянул ему в лицо.
Дик тоже посмотрел на него и удивился, увидев, что человек, проявивший такую силу, такую ловкость и энергию, был юноша, не старше его самого, неправильного телосложения, с бледным, болезненным и безобразным лицом. Но глаза его глядели ясно и отважно.
-- Сэр, -- сказал юноша, -- вы подоспели ко мне в самый раз.
-- Милорд, -- ответил Дик, смутно догадываясь, что перед ним знатный вельможа, -- вы так удивительно владеете мечом, что справились бы с нападающими и без меня. Однако мне очень повезло, что ваши люди не опоздали.
-- Как вы узнали, кто я? -- спросил незнакомец.
-- Даже сейчас, милорд, я не знаю, с кем говорю, -- ответил Дик".
Это интересная книга. На мой вкус. Да, герои часто ведут себя странно, иногда - совсем самоубийственно, и спасаются только потому, что они главгерои))) как часто бывает у Стивенсона))) но я буду считать, что это такая авторская фишка)))
04.05.2024 в 10:03

Се Лянь поглощает маньтоу;)
tes3m, да, понимаю.
Оленёнок: том первый, глава четвертая "На мысе Доброй Надежды", раздел первый, Капштат.
Книга необъятная и идеальная для всего. Хоть в дорогу бери, хоть на ночь читай. Люблю такие плавные книги, которые не доведут читателя до ручки (в период, когда читателю хочется успокоиться).
Хочу ещё прочесть дневник Сэмюэля Пипса.
И ещё красивое выражение: "Взгляд, который сам докладывает о глупости головы".
04.05.2024 в 15:55

Я никогда не загадывал быть любимым, Но я загадал любить - и дано просящим. (с)Субоши
Я к тому, что "исторический роман" претендует на некоторую историческую достоверность, даже если в целом он художественный, как у Эйдельмана, например. такие романы пишут историки, с опорой на документальную базу. мы же не будем воспринимать научную фантастику как учебник физики - так же и вымысел не будем воспринимать как историю. и Стивенсон, и Дюма, и Акунин какой-нибудь - это приключенческие романы в историческом сеттинге) а о том, хороший/плохой роман или интересный/неинтересный, речи вообще не идёт - это во многом дело вкуса.
05.05.2024 в 00:19

Се Лянь поглощает маньтоу;)
Mark Cain, ну ок, хорошо, что ты стремишься к точным формулировкам. Полезный навык. В смысле, точно формулировать.
Я обычно формулирую мысли как придется: хочу - точно, не хочу - как хочу. Всё равно для меня в этом вопросе, пожалуй, ничего по-настоящему не важно, кроме свободы. Остальное меняется со временем.