У вас бывает так:
в различных книгах и фильмах
вас пугают, задевают, смущают или причиняют боль
одни и те же повороты сюжета?
И неважно, какого качества "продукт" - даже если перед вами признанная классика, вы не выносите отдельных сцен, пролистываете их, проматываете вперед.
Просто вам вдруг становится неприятны поступки героев, прописанные в сценарии.
У меня таких моментов несколько:
читать дальше
когда доверчивого героя нагло обманывают (я злюсь не на него, а на обманщика, т. к. доверчивость по нашим временам - реликт, ее всячески беречь надо);
когда герой, который был мне симпатичен (т. е. которого я отождествлял с собой), сдается, хотя у него еще остались силы и мотивы бороться дальше;
когда ребенок, подрастая, отказывается от своих мечтаний и озарений (вот тупица и конформист!);
когда весь мир реально вращается вокруг главгероя - например, все в него влюбляются, все за него сражаются, все хотят его убить, все хотят наделать себе амулетов из его костей, все думают только о нем... ах, это он, тот самый... не знаю, почему мне трудно это воспринимать, завидно, что ли? я-то живу в мире, где мной по-настоящему интересуются максимум 5 человек;
когда в команде работают главгерой, еще трое-четверо мужчин и одна женщина, и она обязательно оказывается красавицей и влюбляется в главгероя... люди, она может быть приземистой и толстенькой, или у нее может быть шрам через все лицо, или она может быть женой другого члена команды, или ей вообще нравятся женщины - вариантов масса, а штампы все равно работают;
когда две женщины поставлены в неприятное положение (например, они соперницы) и должны ненавидеть друг друга, и не пытаются бороться с этими обстоятельствами, а поддаются им и реально ненавидят друг друга... а ведь они могут поговорить, подружиться, а то и стать любовницами, ведь обе хороши собой;
когда два человека общаются друг с другом, не видя друг друга, а разрабатывая два противоположных сценария: например, он хочет обольстить ее, ням-ням-ням да и шмы-шмыг-шмыг, а она хочет замуж... раздражают оба, ибо дураки и живут в суетном мире желаний и иллюзий - меня даже бесит, если в конце они обретают счастье, нельзя награждать таких идиотов;
когда слабая, на первый взгляд, женщина на второй взгляд действительно оказывается очень слабой и очень-очень женщиной, и не держит ни одного козыря в рукаве, и ножа в рукаве не держит тоже;
когда жертва изнасилования (именно изнасилования, без намеков на любовь) плохо и неубедительно сопротивляется, тихо кричит, а потом, после всего, не готова сделать ответное зло насильнику, например, отказывается донести на него или боится убить его (хочется крикнуть: девочка, ау, вернись в реальность, с твоей проблемой надо что-то делать!);
когда герой тормозит и тупит, не веря в параллельные миры и чудеса, это ужасно (вот в аниме с этим проще, почему-то там герои быстрее приспосабливаются к магической реальности - наверное, там каждая школьница в душе сэйлор-воин);
когда дети (любые) почему-то считаются сверхценностью, даже если реальность четко указывает, что лучше посадить в спасательную лодку двух взрослых, и они потом нарожают еще детей;
когда герои не могут проявить гибкость, а надуманные идеалы или жесткие принципы мешают им выжить в данной реальности - нет, блин, пусть она сволочь и серийная убийца, я все равно не могу стрелять в женщину, лучше свяжу ее и подожду, пока она доберется до оружия и убьет меня;
когда унижают стариков (старики на вкус и цвет очень разные, можно не слушаться их, но унижать их, не кормить и бить по протянутой руке - недопустимо);
когда старик оказывается злодеем и сценаристы убивают его с особой жестокостью (можно проявить сострадание к старости и убить его быстро);
когда универсальный хищник терпит поражение только потому, что он "злой" и сценаристам надо всячески наказать "зло"... понимаете, универсальный хищник - это очень красиво, он - сын Хаоса, он делает абсолютно все, что хочет, для него нет добра и зла вне воли его, и я считаю, что его может убить только стихия... молния, например, или огонь, или горная река, или дикие звери... но не туповатый "хороший полицейский"... хотя я могу быть неправ в этом вопросе, ведь герои, которые убивали хтонических чудовищ, всегда были немного туповаты.
Мне кажется, лучший конец для универсального хищника - почувствовав, что ему не уйти, разогнаться на шикарном "харлее" и упасть с огромной высоты. На невесту главгероя. Шмяк!!! Пусть хороший парень помучается, вместо хэппи-энда))) шучу, шучу.
Если вам интересно, можете вспомнить, что вас напрягает в сюжетах и сценариях - и почему.
Сам задумался о том, что ужасно "сквикает" лично меня. Пожалуй, сходу вспомнились пресловутые "любовные сцены" с графическими описаниями физической любви. Не могу, не перевариваю - даже если это "мой" пейринг.
Еще - тот самый случай, когда герой сдается и опускает лапки, имея возможность продолжить борьбу (особенно если из-за его опускания лапок гибнет кто-либо ценный).
Еще - когда между талантом, творчеством и т.д. (чем-либо особенным вообще) и обыденностью герой (героиня) выбирает обыденность (тот самый "выбор Кристины", да). Пожалуй, сюда же можно приплюсовать твое "когда ребенок вырастает и разочаровывается в светлых мечтах".
Когда героя выводят хуже, чем он есть.
Атеизм любимого героя (тут я уже на фикбуке насмотрелся на фанфики по любимой теме, где из героя лепят то монструозное чудовище, то отпетого безбожника, то одно и другое вместе).
Неуместные "вкрапления" секса. Просто фу! То есть, я вообще к этой теме отношусь... специфически. А когда девушка в 19 (!!!) веке первая лезет к мужчине с этим-самым - просто омерзительно и нелогично.
Может, что-то еще вспомню.
Согласен, да)
Забыл упомянуть, что меня тоже бесит выбор в пользу обыденности - похоже на лень или трусость, если рассматривать причины поступка.
Правда, есть одно исключение. Если выбор идет между "ловлей рыбы в мутной воде" и обыденностью, то выбравший обыденность герой - понятен. Даже его страх понятен. Представь себе, ты певец, и тебя зовут развлекать богатых "плохих парней" - ну, там, бандитов или фашистскую верхушку, или еще кого. Все будет красиво и шикарно, оплаты хватит на пафосную сценическую одежду и вообще - впереди перспективы... но я очень хорошо понимаю того, кто испугается и останется бедным, неизвестным и не шикарным.
А про безбожие - ну что сказать, это отголоски всей той хрени, которая происходила во Франции в течение всего века до описываемых событий. Либертинцы бунтовали против церкви (их можно понять). Революционеры рушили церкви (даже с собора Нотр-Дам сбили статуи волхвов, приняв их за королей))). Гюго был за реставрацию собора, но против церкви как явления. То есть быть независимо мыслящим и одновременно верующим на тот момент - экзотика. Другой вопрос - что таки да, такая экзотика могла быть. И кто прописывает Эрика верующим - имеет право. (Другой вопрос - как вера сочетается с не идеологическими убийствами, хы-хы. Вроде такими способами нельзя развлекаться добрым католикам?...).
Про насилие над детьми и животными я даже не подумал, потому что в литературе мне это попалось дважды, а в кино - ни разу. Везет мне, наверное, на книги и фильмы.
В романе "Пламя грядущего" Дж. Уильямса герой подвергается насилию в детстве и испытывает такие сильные чувства, что в зрелые годы его тянет к личности, похожей на того мальчишку-насильника. Но я бы не назвал это любовью. Недоброй страстью скорее. Психологи такие отношения вообще называют манией)))) Интересно, что герой - трувер, человек, чем-то похожий на обидчика - Ричард Львиное Сердце, а книжку эту мне подарили наши знакомые на ДР в 11 лет))))))))))))) то-то я зачитывался в то время... даже не понимал всего, но чувствовал, что здесь какая-то страшная тайна.
Угу, стокгольмский синдром называется. А вот некоторые авторы считают любовью
Не люблю эскапизм с противопоставлением мира реального и мира фантазий как чего-то однозначно дурного и чего-то однозначно прекрасного. можно ведь совмещать. по той же причине не люблю, когда умение/возможность мечтать и фантазировать чётко привязано к детству, а взросление подаётся как потеря этого умения/возможности навсегда.
Никогда не любил нелепые, "случайные" смерти "злодеев" в мультфильмах и не только, а-ля "удирал - упал - свернул шею", "убило молнией" etc., когда положительные персонажи остаются все в белом, потому что не запачкались кровью. при этом проступок "злодея" зачастую несопоставим с таким серьёзным кармическим наказанием, всегда хочется всем дать шанс.
А когда насилие выдают за любовь - я в принципе не терплю, но в худлите с таким не сталкивался, только в фанфиках.
когда весь мир реально вращается вокруг главгероя - например, все в него влюбляются, все за него сражаются, все хотят его убить, все хотят наделать себе амулетов из его костей, все думают только о нем... - вот это такая избитая Мэрисьюшность, что просто нереально задолбало. Я не считаю завистью к герою, просто тупо и нелогично. Например, как могут принципиально разные типы мужчин (женщин) всё произведение пачками влюбляться в ГГ? Ну не бывает так, чтобы разных людей повально тянуло на одно и то же.
когда дети (любые) почему-то считаются сверхценностью, даже если реальность четко указывает, что лучше посадить в спасательную лодку двух взрослых, и они потом нарожают еще детей; - всегда расстраивает предсказуемость ситуации, что обязательно будут детей спасать.
Из собственных тараканов:
- очень не люблю, когда конфликт возникает из-за банального неумения героев общаться, из-за гипер-гордости. Типа "она любит его, он любит её, оба это знают, но сказать не могут, патаму чта гордые и будут выходить замуж/встречаться с другими, т.к. он её в детстве дёрнул за косичку и она не простила. А она ему в суп плюнула и он не простил". То есть бесят конфликты, высосанные из пальца и решаемые двумя словами, которые персонажи всё произведение не говорят не по адекватным причинам, а по своей тупости, гордости (и чтобы автор мог наваять роман на 300 страниц при сюжетной завязке на 15).
- когда герой тупит, не понимая чувств оппонента. Все вокруг видят, что ГГ-1 влюблён (ненавидит, боится, использует и т.п.) в ГГ-2, он ваще не скрывает ни разу, все признаки налицо, но ГГ-2 не понимает. И не поймёт до последней страницы, где искренне удивится. Даже если у ГГ-2 как бэ предполагается жизненный опыт, смекалка и т.п. Особенно вымораживают истории, где ГГ-2 блестяще распутывает дела, показывая супер-пупер знание психологии, но о том, что ГГ-1 её любит до упора не догадается, хотя он даже не скрывает.
- и темы про однополую любовь не воспринимаю, только если как юмористический элемент произведения или средство раскрытия характера второстепенного персонажа. Особенно когда такие намёки дают какому-нибудь каноничному герою, ну типа того же Шерлока. Это как перчинка. Капелька - улучшает вкус, килограмм - напрочь отбивает интерес.
Когда гг отказывается от друзей ради "морали". "Да, мы дружим с детства, он не раз спасал мне жизнь, но теперь он убил человека, и мне противно на него смотреть. И даже то, что человек был врагом и убийцей, ничего не оправдывает."
Когда герой мается "моральным выбором" всю книгу и так и не определяется к финалу. "Я добро и должен быть добрым! Но я убивал людей! Но эти люди пытались убить меня! Но я же добро! Но я бы помер иначе! Но я не должен убивать!" И так по кругу.
Когда у героев двойные стандарты, и враги очерняются только за то, что по другую сторону. Тот самый "гарри-фильтр", за который я не люблю каноничную поттериану.
Когда сильный харизматичный злодей в рамках "низвержения" начинает скулить и вести себя жалко без обоснований, просто потому что.
Насчет Эрика и убийств - ну так убивал он исключительно ради самозащиты, а не ради прихоти или корысти. Ну и да, верующий не означает автоматом "святой".