Интересный момент в литературе.
Бывает, что нам предлагают взгляд на героя с позиции старшего брата или родителя.
"Он маленький, ему больно, страшно, его обижают большие дядьки, он выживает изо всех сил, никто ему не помогает".
Я принимаю такой взгляд на героя вполне охотно.
Сочувствую герою, отчасти отождествляю его с собой.
А потом - мало помалу - автор заставляет нас сменить точку зрения на героя.
"Он выживает изо всех сил, растёт, ну, тут сделал неверный выбор, там ещё глупость, а там вообще подлость, да не такой уж он вообще-то и милый. Читатель, не сочувствуй".
Э, нет.
Я такие авторские решения не люблю.
И коней на переправе не меняю.
Я всё равно сочувствую.
Особенно если героя бросил даже его автор, отказал в сострадании.
Автор не имел права. Он для героев - создатель, а Создатель не бросает никого.
Я читаю и думаю:
"Эх, бедолага. Я знаю по себе, как больно делать неверный выбор.
Тупо взять таблетку не того цвета и остаться в Матрице.
Как больно делать глупость, да не одну, а целую серию. Вместо того, чтобы честно попросить - пытаться запугать, вместо того, чтобы просто сказать "не уходи, ты мне дорог/а" - облить нитрокраской его/её автомобиль, и т.д. Глупостям свойственно превращаться в цепочки, звено к звену, всё длиннее. И опутывать того, кто их творит. И уводить, видимо, в ад.
Очень больно и мерзко делать подлость из чистого животного страха (типа, "отдайте им Джулию, не меня!"). Можно пожертвовать кем угодно, когда ты беспомощен и сходишь с ума от ужаса. Можно не жертвовать, да. Но ты никогда не узнаешь, как бы ты поступил, пока сам буквально не попробуешь. Не дай Бог никому такой опыт.
И наоборот, если вдруг в твоих руках внезапно оказывается власть или хотя бы оружие, сложно удержаться от мести всем, всем, всем, всем, за всё. Особенно за свой прежний страх, да. Особенно за прежнее унижение. Поставить обидчиков на колени и поглумиться - куда понятнее, чем не делать этого. И чем дольше ты терпел, тем оно понятнее, да. Это люди, которые отняли у тебя нормальную жизнь, зачеркнули тебя как счастливого беззаботного человека и оставили тебе только черный карандаш,чтобы ты нарисовал себя заново. Они научили тебя ненавидеть. А сами этого не заметили. Не удостоили запомнить или успели забыть. Если ты встречаешь их снова и спрашиваешь, зачем они тогда это сделали, они говорят: "Что? Да ладно. Вообще НИЧЕГО НЕ БЫЛО. Ты выдумываешь".
И да, больно совершать жестокие поступки. Иногда (в самые плохие времена) ты пленник своей жестокости. И нет, это не сила, хоть и выглядит как сила... это СЛАБОСТЬ, и ты подсознательно это чувствуешь, не уважаешь себя. Ты бьёшь кулаком прямо по чужому живому лицу, которое смотрит на тебя. И знаешь, что так нельзя.
Запускаешь самоуничтожение. Хочешь уничтожить либо себя, либо мир, в котором это происходит - не видеть, не чувствовать больше ничего! Никто не придет и не разрешит тебе остановиться. Не скажет, что ты свободен. Хочешь, чтобы тебя простили и вывели за руку к свету, а никто не прощает и за руку взять брезгуют. А вдруг...вдруг и света - нет?!".
Так что я понимаю.
Автор решил героя забраковать. Это его личное дело, свобода выбора и совести и т.д.
А моя свобода - не браковать.
Продолжать сострадать.
Не потому, что я - добрый человек и положительный герой, а потому, что у меня как минимум есть опыт - быть отрицательным героем.
И если автор ведёт героя к позору и бесславному концу, я не оправдываю зло, но я мысленно остаюсь рядом с героем и сострадаю ему. До конца.