Классика: "Фрегат "Паллада"" Ивана нашего Гончарова.
(Мне нравится без спросу считать себя его родственником).
С одной стороны, книга чудо как хороша.
Читается запоем. Волоски на руках дыбом встают при мысли, что все эти люди действительно существовали, все эти необыкновенные беседы действительно велись.
"Я в то время читал замечательную книгу, от которой нельзя оторваться, несмотря на то, что читал уже не совсем новое. Это "История кораблекрушений", в которой собраны за старое и новое время все случаи известных кораблекрушений со всеми последствиями. Воин Андреевич Корсаков [брат нашего Римского-Корсакова - прим. inerind] читал ее и дал мне прочесть "для успокоения воображения", как говорил он. Хорошо успокоение: прочесть подряд сто историй, одна страшнее и плачевнее другой, когда пускаешься года на три жить на море!..."
Юмор мягкий, запоминающийся.
Например, японский чиновник ничтоже сумняшеся после чаепития стырил со стола варенье - в бумажечку и в рукав. Кратко объяснил: "Детям". Такие моменты описаны с доброжелательной улыбкой.
С другой стороны, неожиданно обнаружилась и отпугнула ксенофобия автора. Слишком уж старательно несёт автор то ли бремя белых, то ли своё субъективное "фи". Этот народ ему не нравится, та культура кажется дикарской... То хитрые смуглые лица, то нелепые варварские обычаи. Вот уж хочется иногда ответить от лица местных обитателей: "у вас, многоуважаемый Иван Александрович, забыли спросить, как нам выглядеть и как у себя дома жить".
Трилогия "Первая работа" Юлии Кузнецовой. Отлично зашло.
Классический роман воспитания. Нравится твист "роман воспитания воспитателя", поскольку героиня, будучи сама подростком, занимается со слегка проблемным ребенком и учится учить. Всё это не на голом заднике, а на фоне шикарного испанского языка, которым собственно и занимаются герои, да так вкусно и заразительно, что я тоже теперь учу испанский. Серьезно.
Вторая книга приводит нас в Барселону, дивный город, куда мне хочется вернуться.
Понравилось, что автор собирает материал скрупулёзно, насыщает (но не перенасыщает) книгу деталями, создавая впечатление у читателя, будто он сам побывал в шкуре героев (и не хочет обратно).
Позабавили любовные линии, они все какие-то нелепые. Но не раздражающе нелепые, а просто... Ну, не знаю... Смешные. Чего стоит полицейский Бенисио, предлагающий девушке руку и сердце на третий день знакомства, или бедолага Хорхе, исписавший всю стену в своей комнате именем "Мария", а потом зачеркнувший всех "Марий".
Кажется, там ещё четвертая книга есть.
Другие книги Кузнецовой просматриваю по диагонали, но там уже знакомые авторские приемы сильнее торчат. Наверное, это более ранние работы.
Единственное - понравились характеры героев в повести "Где папа?". Живые-живые.
Я плохо представляю, как ребенок 13 лет может сильно привязаться к ребенку 3-4 лет. Меня в 13 интересовали взрослые люди, наставники. Хотелось искать их дружбы. Смотреть им в рот. Малыши раздражали. Чему они могут научить, чем они могут удивить? Но в дружбу Лизы и малютки с экзотическим именем Кьяра всё равно веришь. Две очень одинокие девчонки в холодном, сложном мире. Вроде бы у обеих родители есть, но у родителей свои беды. А эти двое - друг другу опора.
Александр Ермолаев, "Кто-то плачет всю ночь за стеною". Школьная трагикомедия. Начинается многообещающе. Читается за два-три часа на одном дыхании. Ожидается магический реализм ближе к концу (нету). Как минимум ожидается интересная развязка. А она никакая. Нету развязки всех накрученных автором сюжетных ниточек. Начали за здравие, а кончили даже не за упокой, вообще никак.
Истории были разноцветные. Они пересекались. Но все авторские затравки в итоге выдохлись, как фломастеры.
Джек Гельб, "Гойда". Типа исторический роман. Вообще не зашёл текст. Читаю. Неинтересно. Листаю вперёд. Неинтересно. Листаю вперёд. Неинтересно. Короче, "интересно" не наступило, зато минули последние страницы. Всё. Не моё. Чувство, что это не исторично? Ну ок, все исторические романы - вымысел, у кого правдоподобный, у кого не очень. Писатели имеют право на свою версию истории. Жестокие герои и вообще обилие жестокости? Да где в литературе её нет. Проблема в том, что здесь она кажется "накрученной", избыточной. И коробит именно этим. Знаете, не просто уронили мишку на пол и оторвали мишке лапу, а с жутким стуком уронили, сломав все кости, и с отвратительным треском оторвали. При этом ни один герой не вызывает сострадания. Если кого-то убивают - ну и отлично, меньше имён запоминать. Вязкий слог? Да. Как патока с мухами. Нагромождение событий? Да. Отсутствие внятной попытки анализа этих событий (как фрагмента истории)? Да. Финал ожидался трагический, и не потому, что персонажи мне надоели))) просто действия персонажей вели их к гибели. В итоге всё странно. Возможно, по мнению автора, конец хороший. А для меня... Что это было? Как говорится, "если это чай, то принесите, пожалуйста, кофе, но если это, по-вашему, кофе, то принесите, пожалуйста, чай". Ладно, просто не моя вещь. Наверное, другим заходит.