01.10.2020 в 11:20
Пишет
rakugan:
Что скрывается за именем? Цзянцзай
О саблях клана Не мы с вами уже говорили (rakugan.diary.ru/p219226081_sabli-klana-ne.htm). Пришло время поговорить немного о мечах в «Магистре дьявольского культа», а конкретно о названии меча Сюэ Яна — Цзянцзай (降灾, jiàngzāi), что дословно означает «ниспосылаемые несчастья».
Я тут узнала вот что очень интересное. Как выяснилось, название это, друзья, означает не абы какие несчастья, а конкретно посылаемые Небом стихийные бедствия/зловещие знамения (или же «бедствия, насылаемые высшей природной силой через духов», как формулирует Ян Якоб Мария де Гроот в «Демонологии Древнего Китая»).
Действительно, первый иероглиф там имеет значение «спускаться, падать, ронять» и используется, например, в словах, означающих схождение небожителей на землю. Второй означает «любое нарушение привычного миропорядка, все противоестественное и не соответствующее идеалу гармонии (хэ) в природе и обществе» (см. Терехов А.Э. Цзай, www.synologia.ru/a/Цзай).
Что же призвано означать для внешнего наблюдателя такое название меча? Тут могут быть разные трактовки. Вот навскидку три варианта:
читать дальше1. Это отражение свойственной Сюэ Яну философии хаотического универсума, в котором не действуют никакие законы и логика, а события (особенно несчастья) происходят просто в силу случайности. Сюэ Ян, таким образом, является последователем индетерминизма (или даже жесткого индетерминизма), антагонистичного всем иным философским школам, мейнстримным на тот момент в Китае, включая даосизм.
Согласно философии индетерминизма, отрицающей или существенно ограничивающей объективное существование причинно-следственных связей, фундаментальные законы природы имеют вероятностный характер, а случай является не только равноправной по отношению к необходимости сущностью природы, но и объясняет ее эволюционный характер. Применительно к человеку «индетерминизм трактует волю как автономную силу, утверждая, что принципы причинности не применимы к объяснению человеческого выбора и поведения» (см. iphlib.ru/library/collection/newphilenc/documen...).
Именно такой взгляд Сюэ Ян пытался донести до ланьлинского торговца клецками в экстре «Преступные друзья». Но тот, будучи полностью погружен в повседневные дела, оказался не способен понять столь сложные философские категории.
2. Это проявление типичного для Сюэ Яна нежелания отвечать за свои поступки. В конце концов, если несчастья насылает Небо, он сам — точно такой же пострадавший, как и все остальные. Карать его при этом совершенно не за что — несправедливо, да и бессмысленно.
«Если совершается большое зло, но причиной его являются не намеренные действия людей, а несчастья и бедствия (шэн и цзай) или же случайность, то, если они полностью признают свою вину и раскаются, не следует казнить их», говорится в «Шу цзин» — одной из пяти важнейших книг конфуцианского канона.
С раскаянием в случае Сюэ Яна есть некоторые проблемы, но в остальном мысль, думаю, ясна.
3. Меч Сюэ Яна (как и в некотором смысле сам Сюэ Ян по принципу метонимии) является орудием небесного провидения, посланным, чтобы указать земным правителям на неправедность их деяний. Именно для этого и предназначались в китайском понимании те самые ниспосланные Небом бедствия.
«Их (цзай) появление показывало, что поведение правителя и предпринимаемые им меры нелегитимны... Пристальное внимание им уделено в трактате «Чунь цю фань лу», приписываемом одному из создателей имперской идеологии Дун Чжун-шу (II в. до н. э.). Дун Чжун-шу трактовал дурные знамения как средство, к которому прибегает Небо, чтобы сообщить правителю о его ошибках» (Терехов).
В частности, все бедствия, связанные с оживанием мертвецов и другими такого рода событиями, относились к «Августейшему пределу» и были вызваны тем, что «правитель не обладает высшим совершенством» (ibid).
В этом смысле меч Цзянцзай может быть приравнен одновременно к зловещему небесному феномену, вроде кометы или солнечного затмения, и к орудию исполнения небесной кары. В европейской истории примерным аналогом был «титул» Аттилы — «Бич божий».
Сюэ Яну, конечно, до Аттилы очень далеко, но он старался все равно, как мог. В конце концов, что остается делать простому человеку, когда правитель не обладает высшим совершенством?
Только браться за меч, конечно же. Небо велит, кё фер.
Вот такие интересные смыслы скрыты в имени меча.
Выбирайте сами, какие вам нравятся (только, ради всех богов, не относитесь к этому слишком серьезно).
URL записи